ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Формирование духовно-нравственных ценностей обучающихся в условиях формирования ФГОС: опыт, проблемы, перспективы»
Повестка педсовета
5.Реализация духовно-нравственного воспитания обучающихся в МБОУ «Огнеупорненская СОШ».
(выступление старшего вожатого Зайцевой А.А.)
6. Совершенствование духовно-нравственного потенциала молодежи путем привлечения к коллективно-творческой деятельности в библиотеке ДК «Огнеупорненский».
(выступление заведующей библиотекой Юниной Т.Ю.)
7. Релаксация (социальный педагог Елистратова Т.В.)
8. Принятие решения педагогического совета.
Цель педсовета:
Выявление и определение педагогических позиций по проблеме формирования духовно-нравственных ценностей обучающихся.
Задачи:
1. Осмысление условий, способствующих духовно-нравственному становлению личности ребенка;
2. определение возможностей, условий, основных направлений деятельности педагогического коллектива по усилению воспитательного процесса в школе;
3. представление опыта работы по реализации духовно-нравственного аспекта воспитательной деятельности в детском саду, школе, поселковой библиотеке;
4. определение перспектив социального партнерства МБОУ «Огнеупорненская СОШ» с ДК «Огнеупорненский», поселковой библиотекой, д/с Березка по данной теме.
Ход педсовета
1. Выступление заместителя директора по воспитательной работе Елистратовой Т.В.
«Нравственность –это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.»
С.И.Ожегов
Все мы, взрослые, желаем детям добра. Нам необходимо уберечь их от всего, что не чисто. Нет единого на все случаи жизни совета, как воспитывать ребёнка. Каждый ребёнок уникален, уникальны и наши с ним отношения.
Самое могучее и красивое дерево обязательно было когда-то тоненьким и хрупким. Трудно сейчас воспитать здорового ребёнка, здорового и телесно и душевно. Многое зависит от родителей, но очень многое зависит и от нас, педагогов. Первый серьёзный шаг в мир дети совершают, когда переступают порог школы. Если духовное воспитание до этого велось родителями, или вообще не велось, то теперь важную роль в формировании взглядов ребёнка играет учитель, и от него зависит воспитание духовно - нравственной личности ребёнка.
Все знакомы с поговоркой «Вода камень точит», это не что иное, как ежедневная, целенаправленная работа воды. Учителя можно рассмотреть с позиции воды, его регулярная работа над личностью ребенка должна приносить положительный результат. Наши педагоги – инициаторы, организаторы и активные участники совместных с обучающимися школьных проектов, праздников, конкурсов, вечеров. Такие мероприятия способствуют сплочению детского коллектива, формируют правила культуры поведения в общественных местах. Учат общению со взрослыми. Общие праздники формируют у детей активную жизненную позицию и развивают творческий потенциал ребенка.
Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся нашей школы является первостепенной задачей образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.
Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России.
Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы.
Именно поэтому методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания.
Она определяет характер современного национального воспитательного идеала.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаем от поколения к поколению. Опора на эти ценности помогает человеку противостоять разрушительным влияниям.
Озвучим базовые национальные ценности, сформулированные в Концепции:
– Патриотизм – любовь к своей малой Родине, своему народу, к России, служение Отечеству;
– гражданственность – закон и порядок, свобода совести и вероисповедания, правовое государство;
– социальная солидарность – свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества, справедливость, милосердие, честь, достоинство;
– человечество – мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество,
– наука – ценность знания, стремление к истине, научная картина мира;
– семья – любовь и верность, здоровье, достаток, уважение к родителям, забота о старших и младших, забота о продолжении рода;
– труд и творчество – уважение к труду, творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость;
– традиционные российские религии – представление о вере, духовности, религиозной жизни человека, толерантности, формируемые на основе межконфессионального диалога;
– искусство и литература – красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие, этическое развитие;
– природа – эволюция, родная земля, заповедная природа, планета Земля, экологическое сознание.
Базовые ценности должны лежать в основе уклада школьной жизни, определять урочную, внеурочную и внешкольную деятельность детей.
Каковы же основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания?
- нравственный пример педагога;
- социально-педагогическое партнерство;
-индивидуально-личностное развитие;
-интегративность программ духовно-нравственного воспитания;
- социальная востребованность воспитания.
Дети, пришедшие за парты уже не те, что были 30, 20, даже 10 лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей мы встречаем переоценку своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других, замечаем неумение чувствовать и нежелание задумываться.
Слабеет влияние школьного образования на выбор нравственных образцов: учителя, литературные герои, знаменитые в истории соотечественники перестают выступать образцами для подражания. В частности, для большинства младших школьников кумирами становятся эстрадные певцы, манекенщицы, герои зарубежных кинобоевиков: "Я хочу быть таким, как Халк. Он хорошо обладает боевым искусством. Этот человек сметает всех, кто встает на его пути".
В нашей школе было проведено анкетирование «Твои жизненные ценности» среди обучающихся 5-11 классов. Ребятам необходимо было расставить в порядке убывания жизненные ценности: какое условие ты считаешь наиболее важным для счастливой жизни - ставь 5 баллов, наименее важным - ставь 1 балл. Вот результаты этого анкетирования.
Потребности большинства людей различаются незначительно. Если выйти на улицу и каждому задать вопрос: "Что для вас в жизни главное?", мы получим примерно одни и те же ответы:
1.Здоровье
2.Благополучие семьи и близких
3.Материальная обеспеченность
4.Хорошая работа
5.Любовь
6.Карьера
7.Слава
Как же большинство людей обходится с этими жизненно важными для них ценностями?
Здоровье. Гробят всевозможными способами. Пьют, курят, употребляют наркотики. Переедают, недосыпают, мало двигаются. Перенапрягаются, нервничают.
Благополучие семьи. Ругаются, тиранят, родных, лгут, изменяют, заначивают деньги. Забывают родителей, бросают детей. Погружаются в собственные дела и интересы настолько, что для семьи уже нет времени.
Материальная обеспеченность. Проигрывают в азартные игры все. Пускаются в аферы и разоряются. В погоне за лишним лишаются необходимого. Пьют. Ленятся. Тратят деньги на явно ненужные вещи, а в тяжелый час идут по миру.
Хорошая работа. Большинство людей к своей работе равнодушно, или, более того, ее ненавидит. Устают, переутомляются, мечтают об отпуске. Занимаются черной поденщиной - ради денег, которые в таком количестве не являются для них строго необходимыми.
Любовь. Если все люди хотят любить и быть любимыми - то уже просто по закону больших чисел большинство должно это иметь. Жизнь убеждает нас в том, что ничего подобного. Почему, зачем эта "главная ценность" связана так часто с огромным количеством страданий, лишений и всяческих несчастий?
Карьера. Напрягаться, лицемерить, прогибаться перед начальством, сносить несправедливые попреки, переступать через людей - и на это ты хочешь потратить свою жизнь?
Слава. Разоренные страны и два миллиона трупов - вот непревзойденная слава Наполеона. Бывает и безвредная слава. Усердно тренируйтесь в плевках - и попадете в Книгу рекордов Гиннеса. Спортивная слава - угробленное здоровье, укороченная жизнь и режим, полный тяжелейшего труда и жестоких ограничений. И что он скажет во вратах небесных Апостолу Петру? "Что ты делал в жизни?" - "Я прыгал в длину". (Веллер М.И., Все о жизни).
Согласны ли вы с тем, что перечисленные ценности - главные в жизни?
Разделяете ли вы взгляды автора на то, как большинство людей обходится с этими ценностями?
Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.
Я хочу подчеркнуть, что формирование нравственных понятий — это очень сложный и длительный процесс. Он требует постоянных усилий учителя, воспитателя, систематической и планомерной работы по формированию чувств и сознания детей.
2.Выступление воспитателя старшей разновозрастной группы МКДОУ «Огнеупорненский д/с Березка» Морозовой Е.В.;
3.Выступление руководителя ШМО учителей начальных классов Волощук В.Ф.;
4.Выступление руководителя ШМО классных руководителей Ирмашевой Г.А.;
5.Выступление учителя ОРКСЭ Зайцевой А.А.;
6.Выступление заведующей библиотекой ДК «Огнеупорненский» Юниной Т.Ю.
7.Релаксация: мастер-класс по лепке цветов из соленого теста, с целью оформления коллажа «Дети цветы жизни!»
Подведение итогов педагогического совета:
Очень много нужно сделать еще в детском саду, начальной школе, средней и основной, чтобы воспитывать в детях нравственное чувство. Проанализировав работу своих коллег, можно с уверенностью сказать, что ведется большая работа по духовно-нравственному воспитанию, как в рамках школы, так и во внеучебное время. Ежемесячно проводятся классные часы патриотической и духовно-нравственной направленности, дети участвуют в митингах и Всероссийских акциях. Районные мероприятия, где принимают участие в том числе и обучающиеся нашей школы, также направлены на воспитание духовно-нравственных качеств гражданина.
В нравственном воспитании обучающихся весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми.
Духовно-нравственное воспитание – неисчерпаемая, многогранная область: литература, театр, естественные науки, любая практическая отрасль учительства может и должна стать помощью для развития и роста души ребёнка.
Большая проблема, которую все мы призваны решать - низкий духовный уровень общества в целом и каждого в отдельности. Поэтому каждому из нас необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы базовые национальные ценности, определенные Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, развить в каждом из наших воспитанников.
Проект решения педагогического совета:
1. Совершенствовать методическую работу по внедрению положительного опыта работы классных руководителей в формировании базовых духовных ценностей через семинары, мастер-классы и открытые мероприятия.
(рук. ШМО кл.рук Ирмашева Г.А., январь)
2.Провести открытое мероприятие по формированию духовно-нравственных ценностей у обучающихся 1 класса с приглашением воспитателей МКДОУ «Огнеупорненский д/с Березка» (учитель 1 кл. Заболотникова М.Н., январь)
3. Провести во II полугодии "Декаду нравственности", в рамках которой классным руководителям 1-11 классов, социальному педагогу, учителю ОРКСЭ дать открытые классные часы по духовно-нравственному направлению. (Информацию о проведении классного часа представить Елистратовой Т.В. до 30.01.2018г)
4. Запланировать и провести в 3 четверти родительские собрания по теме "Духовно-нравственное воспитание в семье", изучить опыт семей по данному вопросу. (Зам.директора по ВР, старший вожатый, Март)
5.Разработать систему мониторинга влияния учебной и внеурочной деятельности на духовно-нравственное развитие обучающихся. (Социальный педагог, Февраль)
Анкеты для обучающихся по исследованию духовно нравственных ценностей