Всемирный день прав человека.

10 декабря – Всемирный день прав человека. Не секрет, что праворазъяснительная работа в школе значима и актуальна, но хотелось бы, чтобы знания, которые приобретают школьники по этой теме были доступны и интересны для них. Исходя из этого, формой проведения данного мероприятия выбрана «Правовая игра», где есть юристы, сказочные персонажи – нарушители прав, персонажи из повседневной жизни: учитель, ученик, родители.
Правовая игра проведена с целью формирования положительного отношения к своим правам и обязанностям, их выполнению; формированию правовой культуры младших школьников, научить бороться с безнравственными и противоправными поступками людей.
В начале мероприятия, мы с ребятами защищали своё «Право на имя», все школьники называли имена, затем прилагательное, начинающееся на ту же букву. Было весело, да и комплименты к своему имени оказалось очень приятно «получать»! Составили список прав ребёнка, об обязанностях тоже не забыли! Очень оживленной стала дискуссия об обязанностях в школьной жизни, многие согласились, что порой забывают их соблюдать, но пообещали исправиться! Очень важно было обобщить знания детей не только об основных правах ребенка, но и взрослых; показать единство прав и обязанностей. В ходе беседы учащиеся делились своим мнением, рассуждали.
Учащиеся 4 класса активно работали над проблемными вопросами: «Нужно ли бороться за свои права?», «Каким образом вы можете участвовать в жизни государства и оказывать влияние на процессы, происходящие в нашем обществе?» и др. в поиске ответов на вопросы, ребята обращались к Конвенции «О правах ребенка », «Конституции РФ», сами задавали вопросы. После подведения мини-итогов социальный педагог Елистратова Т.В. подвела ребят к правильному моральному, юридическому и этическому обоснованию своих взглядов.
Стоит отметить, что молодые юристы 1-4 классов, с большим интересом разбирали проблемы правового характера в мини-сценках:
- про Маугли: «Так случилось, что я жил долгое время в лесу вместе с дикими зверями, и вот я попал в общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?»
- про Гарри Поттера: «Мой родственник постоянно перехватывает и читает письма, адресованные мне. Нарушает ли он при этом мои права?»
Ребята вместе с классными руководителями разыграли шуточные сценки:
Сценка 1
Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!
Сын. А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!
Социальный педагог, Пожалуйста, помогите ребенку разобраться, кто здесь не прав.
Сценка 2
Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.
ОЛЯ. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребенка запрещено насилие над детьми!
Социальный педагог. Объясните, пожалуйста, Оле, в чем она не права.
Сценка 3
Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети ее только что помыли!
Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом - рисованием!
Социальный педагог. Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?
Сценка 4
Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?
Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!
Социальный педагог. Правильно ли рассуждает Петров?
Сценка 5
Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?
Сын. Потому что Организация Объединенных Нация запрещает использовать труд детей!
Социальный педагог: Вот такой борец за права! Ваше мнение?
Ребята с желанием вызывались участвовать в сценках, их обсуждать. Мнения обучающихся были схожи в том, что выступающие герои, хорошо знакомы со своими правами, но абсолютно забыли об обязанностях. Как вывод – коллективное решение школьников: «Всегда следить за своим поведением, не допуская неприятностей в общении и действиях со сверстниками, взрослыми».
Подводя итог, хочется отметить, что выбранная нами, игровая форма проведения классного часа способствовала развитию внимательности, кругозора, дружеской атмосфере в классе, желанию поделиться свои мнением. Пусть все этапы «Правовой игры», направленные на воспитание политической и правовой культуры учащихся, обязательно оставят положительный результат в мировоззрении подрастающих граждан нашей Родины.
Социальный педагог: Елистратова Т.В.